“ПОГРУЖАТЬСЯ В ВЫМЫШЛЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО – ПРИЯТНО!”: “Унесенные призраками ( Spirited Away)"

Я всегда уважал авторов, которые не сдерживают свою фантазию, а дают ей переливаться через края берегов, все сметая на своем пути. Их не остановит даже кем-то тщательно выстроенная дамба смысла. Логические цепочки важны, но не они составляют центр таланта. Его ядро. Оно – в фантазии. Дальше – уже дело техники.
“Унесенные призраками” – так называется мультфильм Хаяо Миядзаки, содержащий в названии слабый и, причем, несознательный намек на “Унесенные ветром”. Я рад, что мое знакомство с творчеством неординарного японского художника-мультипликатора началось именно с этого аниме.
В причудливых, будоражащих фантазию образах Миядзаки – каждый увидит свое. Здесь нет линейного сюжета. Каждый образ – словно цветок, вылезающий из очередной почки на ветке мультипликационного дерева.
Во-первых, Миядзаки недвусмысленно говорит: “Не надо много жрать! До добра это не доведет”. Сказку про Аленушку и братца Иванушку помните? “Не пей, братец, из этой лужи – козленочком станешь!” Не поверил, выпил – стал. В мультфильме никто никого не предостерегал: самим головой надо думать.

Collapse )

МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА: фильм Тарсема Сингха “The Fall”.

Мир детства – словно закатившаяся под половицу монета. То, что потеряно и забыто. Вырубленный сад. Поле, заросшее сорняком. Воздушный змей, исчезнувший в неизвестном направлении и давно сгнивший.
Но именно к миру детства обращается писатель, поэт и даже кинематографист.
Фильм “Запределье” – как раз об этом, точнее о том, как два мира – взрослый и детский – сплетаются в клубок, словно змеи. Эта картина режиссера Тарсема Сингха заставляет задуматься и пережить давно забытые мгновения.
Мир ощущается ребенком по-другому. Каждая деталь – имеет смысл. Каждая мелочь – способна вызвать радость. В отличие от взрослых ребенок верит в возможность чуда. В то, что мир вокруг себя можно менять.
В фильме “Запределье” зрителю предоставляется возможность увидеть, как мир в воображении ребенка меняется на глазах. И взрослый принимает в этом активное участие.

Collapse )

“ЗОМБИ, ЗОМБИ КРУГОМ – БУДЬ ИМ ПУСТО!”: фильм Ен-сан хо “Поезд в Пусан”

Отец с маленькой дочкой садится на скорый поезд. Место прибытия – Пусан. Между ним и Сеулом – расстояние 440 километров. Плацкартные вагоны без особых удобств. Хотя в них, наверное, комфортнее, чем в российских. Но комфорт ничто – если вам не суждено доехать живым.
… Когда шел на просмотр, недоумевал: ”Разве еще снимают фильмы про зомби?” В Южной Корее – да! Мало того: “Поезд в Пусан” принял участие на Каннском фестивале вне конкурсной программы и вызвал интерес у англоязычных студий, так что в ближайшем будущем режиссера ожидает взлет по Голливудской лестнице.

На сегодняшний день, “Поезд в Пусан” – самый кассовый фильм, снятый в Корее. То, что молодой корейский режиссер обратился к теме оживших мертвецов – шаг довольно рискованный. Вампиры, маньяки, убийцы – всегда присутствовали в восточных фильмах. Зомби в этом плане – повезло меньше.
Несомненно, Ен-сан хо – новатор. Олененок-зомби, которого в начале фильма сбивает машина – это находка. Да и сами ходячие мертвецы в его фильме наделены качествами, которых у них до этого не было. Во-первых, они супер быстро передвигаются. Во-вторых, в темноте они перестают видеть. Ну что вы хотите – это же корейские зомби.
Collapse )

НАСТОЯЩИЕ ХУДОЖНИКИ НЕ БОЯТСЯ ТРАТИТЬ СВОЮ ДУШУ: фильм Стефани Ди Джусто "La danseuse"

Лои Фуллер не жалела себя. Эта женщина (по крайней мере, в своем кинематографическом обличии) - пример фанатика от искусства, художник Ван-Гоговского типа: ради своего дела она теряла зрение, слух, кровь, чувства… Нельзя жалеть все это, если хочешь добиться чего-то настоящего, добавить в копилку искусства – свою неразменную монету. А думает ли настоящий творец о таких вещах? Есть понятие цели и стремления. Иногда процесс – важнее того, что будет. Творческий акт не всегда направлен на то, чтобы заработать много денег. Деньги бесспорно нужны. Художник – покупает на них краски. Поэт – чернила.
35Орсон Уэллс в своей градации искусств на первое место ставил поэзию, а танец – где-то посередине. На последнем – был театр. Великий американский режиссер не ошибался. Ведь еще Бог сказал: “Вначале было слово!”, а уж кому как не ему – знать толк в таких вещах.
Как бы то ни было, Стефани Ди Джусто сняла изумительный фильм “Танцовщица”, который можно назвать биографическим. Хотя в нем много вымысла. Но плохо ли это? В первую очередь, “Танцовщица” – это поэзия на экране. Идея фильма – показать человека, одержимого искусством. Причем человека, снискавшего успех еще при жизни.
Collapse )

Группа "Южанин бэнд" и другие

Оригинал взят у astra_scorpion в Группа "Южанин бэнд" и другие
Хотела написать "сегодня вечером", но - уже вчера... Вчера вечером окунулась в атмосферу мексиканского паба по-петербургски (кому-то, может, понравится выражение "по-питерски" - Вот вам и такой вариант!) и в атмосферу музыки кантри. У нас не так много музыки в стиле "кантри". Все больше на рок нажимают.
Да  я не скажу, что круто разбираюсь в данной теме. Но я - киноманка со стажем, и кино-вестерн "посматриваю". А что как не такая музыка составит хороший саундтрек настоящего вестерна?
Второе, что меня привлекло и заставило оторвать свой ленивый зад от домашнего дивана, потомка знаменитого обломовского дивана, - возможность общения. Да-да, та самая притягательная возможность посидеть в компании старых друзей-знакомых, творческий людей. Правда, алкоголь я не приветствую. Да и люди, с которыми я встретилась, разделяют мои взгляды. Ну, кто-то - почти.
Короче, я пришла увидеть старых друзей и послушать неплохую музыку. Все оказалось даже еще лучше: уютное место, встречи, разговоры, творческая атмосфера. Но прежде всего - музыка.
Открыла для себя группу "Южанин бэнд". Давно знала ее лидера - Андрея Ноября (Григорьева), но - как поэта и очень талантливого человека. Не скажу, что особо с этим человеком зналась. Так, встречались в литкругах. Стихи его читала и слушала. Даже известно мне было, что он интересуется кантри-музыкой, но до недавнего времени не подозревала, что у него своя группа и что он поет настоящие песни кантри, делая собственные переводы этих самых песен. И только 20 октября 2013 открыла эту грань его творчества. Вау! Здорово!
Вообще - хорошая группа, хорошие люди, прекрасные музыканты.
Приятно порадовали и другие исполнители. Дело в том, что в самом начале вечера "зажигала" группа Pork & Beans. Тоже кантри. Но не на русском. С мелодичным женским вокалом. Эффектно выступили.
Интересно, что пришла я одна, и села скромно за столик одна. А к концу вечера за облюбованным мной столиком сидела целая компания, включая самого лидера "Южанин бэнд" Андрея Ноября. Кстати, я так хорошо интуитивно выбрала место - все, что происходило на сцене, открывалось, как на ладони. Прекрасный ракурс. Жаль фотоаппарат не захватила (у меня почти кончилась карта, а на новую нет лишних денег.
Вообщем, все прошло отлично! Уходить не хотелось. Утром пойду на работу полусонная. Плевать! Все равно там мне не выплачивают в полном (обещанном!) объеме зарплату.

В ЖИЗНИ ВСЕ ХУЖЕ И БЕСПРОСВЕТНЕЕ: фильм Дерека Сиенфрэнса “The Light between Oceans”

Человеку нужна тишина и покой, чтобы в самую напряженную минуту размышлений или расслабленной сосредоточенности его не выбили из этого состояния случайным словом, неожиданным приходом. Человеку счастливому это, наверное, не совсем понятно. Но Том Шерборн, вернувшийся с театра военных действий – таковым не кажется. Вместо того чтобы застрелится, как герой рассказа Сэлинджера “Хорошо ловится рыбка-бананка” (тоже солдата Первой Мировой) – Том выбирает уединение: устраивается работать смотрителем маяка. Его предшественник по имени Тримбл сошел с ума: ругал жену за то, что она подавала сигналы всем проходящим судам. Его отправили на принудительное лечение. Через какое-то время он сиганул с обрыва. Да, самое главное: на острове кроме Тримбла никого не было, его жена скончалась еще два года назад…
Зрителя как будто настраивают на то, что Том, чья психика пострадала за годы войны, тоже тронется умом. Но новый смотритель маяка – сильный человек, исполненный морали, способный любить и страдать во имя любви, о чем нам и расскажут в этом фильме.
35Остров назван в честь древнеримского бога Януса: одна голова божества направлена назад – в прошлое, вторая – в будущее. Эта двуликость заложена и в самом названии фильма “The light between Oceans”. У нас его почему-то перевели, как “Свет в океане” (как и саму книгу, по которой снят фильм). А надо бы – “между океанами”. “Между прошлым и будущим есть только миг, за него и держись…” Миг – те несколько счастливых лет, которые Том Шерборн прожил на острове вместе со своей любимой женой и ребенком.
Зритель станет свидетелем зарождающейся любви между Томом и простой деревенской девушкой по имени Изабель. Их отношения – пример того, как важно не спешить, а дать чувствам овладеть тобой в полной мере. Искра между молодыми людьми вспыхнула в самый первый день знакомства. Потом, когда через три месяца Том вернулся с острова Янус – их общение возобновилось: пикник, прогулки и откровенные разговоры. И – новая разлука, в течение которой шла непрекращающаяся переписка, пока Том не осознал, что не может жить без Изабель. Они сыграли свадьбу и уплыли на Янус. Он – солдат, залечивающий раны (“Здесь я отвечаю только за маяк”). Она – обычная девушка, мечтающая создать семью с любимым человеком.
Collapse )

МИЛЛИАРДЕР В КОШАЧЬЕЙ ШКУРЕ: новый фильм Барри Зонненфельда “Девять жизней”

Возможность оказаться в другом теле – едва ли не один из самых востребованных сюжетов кинематографа и литературы. Герберта Уэллс написал в конце позапрошлого века страшный рассказ “История покойного мистера Элвешема”: молодой человек “случайно” знакомится со стариком, у которого нет наследников, зато есть огромный капитал, который некому оставить после смерти. Старик проникается доверием к юноше и предлагает ему стать обладателем всего этого богатства. После долгих сомнений молодой человек соглашается, ибо такой счастливый билет грешно выпускать из рук. Во время очередной встречи мистер Элвешем дает ему выпить некий порошок. После этого с будущим наследником начинают твориться странные вещи: окружающие предметы, люди и даже обстановка собственной квартиры кажутся чужими; все не так; словно не с ним это происходит. Дело в том,что юноша принял зелье, обладающее волшебным свойством – душа молодого человека переселяется в тело мистера Элвешема, а старик-аферист продолжает наслаждаться жизнью в теле юноши, на которого старик заблаговременно перевел все свои деньги. Был ли Уэллс первым, кто заговорил на эту тему – трудно сказать. Но в начале 21 века “обмен телами” уже носит иронический характер и никого не может испугать, потому что современное киноискусство и литература сделали все, чтобы к этому относились спокойно и с юмором.
35Новая комедия Барри Зонненфельда “Девять жизней” – как раз на эту тему.
Только обмен телами происходит между человеком и кошкой. В рассказе Уэллса хоть порошок фигурировал, а тут – догадывайся сам, почему душа миллиардера Тома Бренда вдруг решила поменять место жительства и переселилась в кота с экстравагантным именем Мистер Пушистые Штаны. Может быть, когда человек находится между жизнью и смертью, образуется некая брешь, и душа человека способна улизнуть, выскользнуть и вселиться в первое попавшееся существо, находящееся поблизости в этот момент? Но тогда и у этого существа должна появиться щель… И куда тогда делась кошачья душа? Болталась по городу или на время поселилась в теле миллиардера, большую часть фильма пролежавшего в коме под капельницами и заботливыми взглядами родных? Много вопросов. Но надо ли их задавать? Сиди и смотри.
Collapse )

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ FEAT. ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ: фильм Мэта Росса “Капитан Фантастика”

“Все хорошие вещи – дикие и свободные”
Генри Д. Торо



Если бы этот фильм снимали в 80-х годах, роль Бена наверняка досталась бы Крису Кристофферсону – обаяния ему не занимать, а после того, как актер прогремел по всей Америке в “боевике” Сэма Пекинпа “Конвой”, он уже не расставался с бородой и длинными волосами всю свою кинокарьеру. Также образ Бена (которого в фильме играет Вигго Мортенсен) невольно отсылает к другому киноактеру – Курту Расселу, тоже обаятельному, длинноволосому и порой бородатому. По крайней мере, его персонаж из фильма “Человек за бортом” чем-то похож на Бена, хотя бы внешне, хотя бы потому, что у него тоже был выводок детей.

Если серьезно, фильм “Капитан Фантастика” плоть от плоти Американской истории, начиная с первых переселенцев, вынужденных завоевывать природу, отстаивая свое право жить на этой земле индейцев. Отсюда – воспитание духа, тела. Также нельзя не вспомнить знаменитую книгу Торо “Уолден или жизнь в лесу”: великий американский философ прожил около двух лет в лесу, доказав, что это возможно. Тут дело даже не в американской душе. Фильм мог появиться на какой угодно земле. Главное в нем то, что создатели фильма в очередной раз сковырнули болячку, задев актуальную во все времена тему существования человека в рамках общества, с навязываемым ему (обществом) законами и своей философией. А философия современного общества на сегодня – это потребление.
Режиссер Мэт Росс не призывает брать в руки оружие, как это сделал, например, герой Майкла Дугласа из фильма Шумахера “С меня хватит”, столкнувшийся с чудовищной несправедливостью. Одиночка с ружьем – это утопия, такая же утопия, как жизнь в лесу, состояние, к которому человечество придет, только если будет на грани вымирания.
“Мы живем в леcу, не нуждаясь ни в чем, во дворе – собаки и детей полон дом!” – эти слова из песни Хэнка Уильямса-младшего звучат неким камертоном, на который должен настроиться зритель перед началом просмотра. И хотя герой этой песни не отказывается от благ цивилизации, как Бен и его жена, у которых и собак-то не было, да и не реднеки они вовсе, а самые настоящие хиппи, что-то их роднит – наверное, форма протеста. И желание жить подальше от общества.
Не надо зацикливаться на том образе жизни, который Бен избрал для себя и своих детей – важно ухватить ядро фильма, содержащее в себе основополагающие понятия, которые не плохо бы взять на вооружение каждой семье. Для этого не обязательно жить в лесу.
Collapse )

“ЭТО НЕ РАНИТ, НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ ПЛАКАТЬ”: новый фильм Вуди Аллена “Светская жизнь

Новый фильм Вуди Аллена как всегда снят на стыке любимых им жанров: комедии и мелодрамы. Гротеска тут почти нет, а фантастикой и не пахнет. Если учесть, что свои ранние фильмы Вуди Аллен часто строил на границе сна и реальности, органично вплетая разговаривающих сперматозоидов, призраков, героев, сошедших с экрана кинотеатра – в канву вполне себе серьезного кино, то, судя по последним его работам, мастер “отдыхает”. Вуди Аллен четко делает по одному фильму в год, ничем, особенно, не выдающемуся, ровному и вполне себе пригодному для домашнего просмотра. Трудно поверить, что когда-то этот режиссер снял такие шедевры, как “Все, что вы хотели знать о сексе и боялись спросить”, “Ханна и ее сестры”, “Пурпурная роза Каира”, “Зелег”, “Элис” – фильмы, с которыми он точно вошел в историю американского кино, да и вообще кинематографа, погружающие зрителя в неповторимую атмосферу “вудиалленовской” реальности, где маленьким людям дается шанс понять себя и окружающих людей; где, замученные бытом и изменами мужей, усталые домохозяйки путешествует под звуки джаза в своих грезах и становятся невидимыми. Увы, эти картины остались в прошлом - сегодня Вуди Аллен снимает такие фильмы, как “Светская жизнь”.
Collapse )

АТМОСФЕРА – ЭТО УЖЕ ЧАСТЬ УСПЕХА: “Смерть приходит в полночь” (“La morte accarezza a mezzanotte”).

Несмотря на совсем неинтересное название (“Смерть приходит в полночь”), этот джалло представляет интерес. Несмотря на количество неудачных неправдоподобных сцен – фильм захватывает прежде всего своей атмосферой. Ну и сюжет: до самой последней минуты непонятно, кто убийца.
Снятый в 1972 году, этот джалло поднимает тему наркотиков; причем подается эта тема изощренно, без лишней морали и ложного пафоса. Что касается актерских работ – хочется выделить Симона Андреу (он играет журналиста) и актера, исполняющего роль убийцы из галлюцинаций: роль у него маленькая, но за ним интересно смотреть – этот человек в темных очках почти ничего не играет, только появляется в кадре в нужный момент, но и этого достаточно.

Остальные играют – как придется. Даже красивая актриса Ниевес Наварро местами раздражает, хотя про ее актерский талант, судя по этому фильму, нельзя сказать ничего определенного.
Фильм начинается с того, что к главной героине, модели Валентине (роль Ниевес Наварро) приходит ее друг-журналист в компании с доктором и его ассистентом, чтобы проверить на ней действие наркотика – естественно, c согласия женщины и, естественно, не бесплатно. Валентине делают инъекцию, и в этой эйфории измененного состояния сознания, она видит странные вещи, происходящие в окне напротив, а именно, - убийство женщины. Причем, видит происходящее – то глазами жертвы, то – непосредственно убийцы.
В качестве орудия убийства используется железная, похожая на рыцарскую, круглая накладка-перчатка с шипами.
Причем ни зритель, ни женщина не понимают – происходит это на самом деле или это плод галлюцинаций.
Collapse )